Родителям и няням о развитии ребенка
Каждый родитель понимает, что ребенка нужно развивать. Развитие, обучение, воспитание являются сложными и комплексными процессами. Дошкольная педагогика определила показатели развития в каждом возрастном периоде, эти показатели необходимо знать не только профессиональным няням, но и родителям.
Процессы развития, обучения, воспитания непрерывны. Известно, что в раннем возрасте (до 3 лет) ребенок усваивает до 80 % информации об окружающем мире. Поэтому отставание или задержки развития в данном возрасте могут негативно повлиять на всю его жизнь. Отложить его развитие на последний год перед поступлением в школу является ошибкой. К сожалению не все родители это понимают и занимаются в основном физическом развитием и гигиеническим уходом, но не уделяют достаточного внимания развитию познавательных процессов, личностному, эстетическому развитию и т.д.
Ребенок социален, он все равно будет познавать все, что его окружает, но это будет осуществляться стихийно. Когда родители приводят ребенка в школу они часто осознают, что у него недостаточно развиты познавательные процессы и не сформированы навыки учебной деятельности. Изменить это во время учебы очень сложно. Умение дошкольника читать и считать до ста – показатель интеллекта, но не гарантия сформированности познавательных процессов. У ребенка раннего возраста (от 0 до 3х лет) рекомендуется развивать сенсорику (восприятие цвета, формы, величины, запахов, звуков, тактильных ощущений), так как это основа дальнейшего обучения дошкольника и сензитивный (благоприятный) период. Уровень развития сенсорики всех 5 органов чувств в раннем возрасте в значительной степени влияет на дальнейшее познание ребенком окружающей действительности, на любой вид обучения, в том числе и на обучение рисованию, лепке, конструированию, пению и т.п.
Сейчас родители возлагают большие надежды на центры развития детей. Их достаточно много, но встает проблема комплексного подхода к развитию ребенка. В основном центры развития имеют определенную направленность или специфику и не дают комплексного (гармоничного) развития личности ребенка.
В Республике Беларусь хорошо развита сеть дошкольных учреждений, в детском саду ребенок не только обучается, но и социализируется в обществе сверстников. Но, к сожалению, эта система не идеальна. Большое количество детей в группах, недостаток внимания, повышенный риск вирусных инфекций и возможность стресса являются ключевыми негативными факторами, побуждающих родителей нанимать нянь и гувернанток в свою семью, выбирая для своего ребенка «щадящую педагогику», ориентированную на индивидуальное гармоничное развитие личности ребенка. Известно, что пребывание ребенка дома обеспечивает ему чувство безопасности для свободного проявления себя как личности, а наличие профессионального педагога даст гарантию правильного воспитания и подготовки к дальнейшей жизни в обществе.
Что могут ожидать родители, приглашая к себе частную профессиональную няню? Профессиональная няня должна знать о пяти основных направлениях развития ребенка и суметь достигнуть практических результатов в каждом из этих направлений:
Остановимся на этих направления подробнее.
Физическое развитие. Дети до года занимаются начальным освоение движений, ползаньем, ходьбой, бросанием.
Дети с года до двух осваивают основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазанье, хватание, бросание).
Дети от двух лет до четырех повышают качество выполняемых движений через проявление своей самостоятельности. Они обучаются самостоятельно умываться, кушать, одеваться, осваивают самостоятельное завязывание шнурков, застегивание пуговиц.
В возрасте от 4 до 7 идет развитие таких качеств как координация, точность движений, поддержание равновесия, быстрота, ловкость , гибкость.
Личностное, нравственное развитие. Цель этого направления развития – создание эмоционального комфорта, позитивного отношения к себе и окружающим, формирование здоровой самооценки, осознание своего места в обществе. Это одно из самых сложных направлений развития ребенка. Считается, что основа личности формируется до семи-восьми лет. Достигается эта задача через доверительное , уважительное общение со взрослыми и детьми, через любовь и доброжелательное внимание к ребенку, его интересам и успехам. Нравственные основы также закладываются в этом возрасте, в основном на примерах поведения взрослых.
Познавательное развитие. Это направление развития ребенка включает в себя развитие восприятия (наблюдательности), внимания, памяти, образного и логического мышления.
Речевое развитие. Хороший уровень речевого развития дошкольника включает в себя:
Эстетическое развитие. Это направление развития ребенка средствами музыки, изобразительного искусства, архитектуры, художественной литературы, конструирования, хореографии, театра. В основе художественного развития лежит формирование и развитие художественных способностей, детского творчества.